Архитектурное наследство

Научное издание

Основано в 1951 году

ISSN 0320-0841

В научном журнале «Архитектурное наследство», представленном на нашем сайте,  публикуются материалы исследований по архитектуре и градостроительству, по истории создания малоизвестных памятников и  развитию региональных архитектурных традиций. Авторами журнала выявляются новые атрибуции, привлекаются ранее неизвестные архивные источники. Ряд статей посвящен вопросам архитектурно-планировочного развития исторических городов, формирования ансамблей. Также освещаются теоретические историко-архитектурные проблемы, биографии архитекторов, творческие методы и концепции.

Принимаем статьи по специальностям: 

2.1.11 «Теория и история архитектуры, реставрация и реконструкция историко-архитектурного наследия (архитектура)»; 2.1.11 «Теория и  история архитектуры, реставрация и реконструкция историко-архитектурного нас­ледия (искусствоведение)»; 2.1.12 «Архитектура зданий и сооружений. Творческие концепции архитектурной деятельности» (архитектура); 2.1.13 «Градостроительство, планировка сельских населенных пунктов (архитектура)»; 5.6.3 «Археология (исторические науки)»;  5.10.1 «Теория и история культуры, искусства (искусствоведение)»; 5.10.3 «Виды искусства: Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура (искусствоведение)».

Issue 77

A. S. Petrov.

On the Problem of the Original Painting of the Cathedral of the Archangel of the Moscow Kremlin: A. T. Silin’s Restoration Report and Modern Controversy

The article returns us to the controversy about the original coloring of the Cathedral of the Archangel of the Moscow Kremlin. The author has analyzed and published a long-standing, but well-forgotten source — the restoration report of A. T. Silin (1967). This data undoubtedly indicate that the cathedral was painted in two colors: the elements of the order were white and the planes were red-ochre, drawn according to a pre-drawn template with white lines ‘ala brickwall’. This technique was well known to the Venetian architects at the turn of the 15th – 16th centuries under the name regalzier, to which the author provides additional confi rmation.

Keywords:

architectural coloristics, Renaissance architects in Russia, Venetianism, Venetian architecture, Cathedral of the Archangel, Aleviz ‘the New’.

Petrov Arseniy Sergeevich,

Ph. D. (Art History), University of Trent (Italy), visiting researcher.

E-mail: arspetrov@gmail.com

References

1. Mishin V. A. Arkhangel’skii sobor Moskovskogo Kremlia. Otchet o nauchnykh izyskaniiakh pri razrabotke tekhnologii restavratsii fasadov i o proizvodstve rabot. M., 1996. Arkhiv Tsentral’nykh nauchno-restavratsionnykh masterskikh (TsNRM), Sh. 130, Inv. No 1200.

2. Pamiatnik arkhitektury nachala XVI v. Arkhangel’skii sobor Moskovskogo Kremlia. Razd. 2, ch. 4,. t. 1: Issledovanie materialov fasadov khrama. M., 2007. Arkhiv Tsentral’nykh nauchno-restavratsionnykh masterskikh (TsNRM), Sh. 130, Inv. No 2801.

3. Silin A. T. Otchet po issledovaniiu pokrasok s probnymi raschistkami na fasadakh Arkhangel’skogo sobora Moskovskogo Kremlia. Arkhiv Mezhoblastnogo nauchno-restavratsionnogo khudozhestvennogo upravleniia, Inv. No 315.

4. Maiasov N. A. (comp., ed.).Arkhangel’skii sobor Moskovskogo Kremlia. Moscow, 2002.

5. Batalov A. L., Beliaev L. A. Tserkov’ Vozneseniia v Kolomenskom: arkhitektura, arkheologiia, istoriia. Moscow, 2013.

6. Vlasiuk A. 1952. Novye issledovaniia arkhitektury Arkhangel’skogo sobora v Moskovskom Kremle. Arkhitekturnoe nasledstvo, i. 2, pp. 105–132.

7. Grashchenkov V. N. Arkhitekturnye detali i fragmenty sooruzhenii XIV — nachala XX veka. Moscow, 2010.

8. Kudriavtsev M. L. Problema tsveta pri restavratsii pamiatnikov arkhitektury. Metodika i praktika sokhraneniia pamiatnikov arkhitektury, Moscow, 1974, pp. 73–79.

9. Merkelova V. N. K rekonstruktsii fasadov Arkhangel’skogo sobora. Gosudarstvennye muzei Moskovskogo Kremlia. Materialy i issledovaniia, i. 3, Moscow, 1980, pp. 76–86.

10. Batalov A. L., Vorotnikova I. A. (eds.). Moskovskii Kreml’ XV stoletiia: in 2 vols., vol. 2: Arkhangel’skii sobor i kolokol’nia “Ivan Velikii” Moskovskogo Kremlia. 500 let. Moscow, 2011.

11. Petrov D. A. 2022. Tserkov’ v Iurkine kak sintez venetsianskoi i russkoi arkhitekturnykh traditsii. Arkhitekturnoe nasledstvo, i. 76, pp. 61–72.

12. Petrov D. A. Arkhangel’skii sobor i ego sviazi s pamiatnikami ital’ianskoi arkhitektury. Moskovskii Kreml’ XVI stoletiia. Drevnie sviatyni i istoricheskie pamiatniki: in 2 vols., vol. 1, Moscow, 2014, pp. 169–195.

13. Pod’’iapol’skii S. S. Venetsianskie istoki arkhitektury moskovskogo Arkhangel’skogo sobora. Drevnerusskoe iskusstvo. Zarubezhnye sviazi, Moscow, 1975, pp. 252–279.

14. Fedorov V. I. 1978. Problema tsveta v sokhranenii pamiatnikov arkhitektury. K postanovke voprosa. Arkhitektura SSSR, no 9, pp. 48–51.

15. Ceriana M.; Settis S., Ortalli G. (eds.) “Si fabricha di nuovo bellissima”: la facciata della Scuola Grande di San Marco a Venezia. La Scuola Grande di San Marco a Venezia, Modena, 2017, pp. 67–98.

16. Manno A. Intrecci di mentalita: spazi, immagini e simboli in onore della Regina degli Angeli. La chiesa e il convento di Santa Maria del Carmelo a Venezia, Prato, 2017, pp. 17–92.

17. Piana M.; Valcanover F., Wolters W. (a cura di). Note sulle tecniche murarie dei primi secoli dell’edilizia lagunare. L’architettura gotica veneziana, Venezia, 2000, pp. 61–70.